Замена тормозных колодок своими руками
Тормозные колодки - элемент тормозной системы автомобиля, который подвержен наиболее быстрому износу. Это обусловлено его механизмом работы - во время торможения специальный механизм прижимает тормозную колодку к тормозному диску или тормозному барабану.
За счет трения возникает процесс торможения колеса. И если тормозной диск или барабан изготавливаются в основном из твердого материала, например металла или керамики, то тормозная колодка состоит из более мягкого - из фрикционных материалов с содержанием мягких металлов, таких как алюминий, медь и т.п. Поэтому изнашиваются колодки достаточно быстро, хотя это зависит от качества колодок и манеры езды.
И вот настал тот самый момет, когда тормозные колодки пришли в негодность и требуется их замена. Сейчас мы с вами по-порядку разберем процесс замены колодок. Начнем с передних дисковых тормозов.
Передние дисковые тормоза
Разберем замену передних тормозных колодок на типичном примере - тормозной диск, один тормозной поршень, две колодки.
Коротко последовательность работ слудеющая:
- Снимаем колесо;
- Откручиваем суппорт и вынимаем;
- Снимаем колодки;
- Ставим новые колодки;
- Отжимаем тормозной поршень;
- Ставим суппорт на место и прикручиваем его;
- Ставим колесо.
Разберем теперь подробно каждый пункт.
1. Как снимать колесо, я думаю знают многие и заострять внимание на этом я не буду.
2. Суппорт прикручен двумя болтами к двум направляющим суппорта, которые в свою очередь вставлены в скобу суппорта. При откручивании болтов суппорта возможно проворачивание вслед за ключом направляющей. Поэтому следует вооружиться вторым рожковым ключом для ее фиксации.
После того, как болты скручины, можно приступать к снятию самого суппорта. В некоторых случаях он снимается без особых проблем, а бывает, что тормозной цилиндр подзакис и давит на тормозной диск, что затрудняет его снятие. В этом случае можно воспользоваться большой плоской отверткой.
Вставляете ее в паз между суппортом и скобой со стороны колеса и проворачиваете. Суппорт должен сдвинуться с места.
Важная деталь - т.к. мы не отсоединяем тормозной шланг от суппорта, то после снятия последнего необходимо его подвесть, например на проволоке, к пружине амортизатора.
3. Колодки легко снимаются руками в сторону, перпендикулярную направлению снятия суппорта. Если они сидят крепко, то их также можно аккуратно поддеть отверткой.
4. Устанавливаются тормозные колодки в порядке, обратном снятию. Предварительно необходимо карщеткой зачистить пазы на скобе суппорта, в которые они вставляются. ВАЖНО! Две колодки разные и ставятся одна на внутреннюю часть тормозного диска, другая на внешнюю. Определить их можно, если сравнить старые и новые колодки или обратившись к инструкции.
5. По мере износа старых колодок поршень суппорта выходит из своего цилиндра. Новые колодки значительно толще старых. Поэтому поршень суппорта необходимо загнать обратно полностью.
Если поршен не закис, то его, с усилием, но можно загнать обратно пальцами рук. В противном случае необходимо воспользоваться специальным инструментом для установки поршней суппорта. Если же его нет под рукой, то можно попробовать загнать его изогнутой на конце трубкой (также подойдет лом-гвоздодер), упершись этим концом в суппорт, а изгибом в поршень и вдавливать его таким своеобразным рычагом. Также можно воспользоваться газовым ключем, как показано на рисунке.
6. После того, как вы вдавите поршень суппорта, приступайте к установке последнего на место. Перед установкой рекомендуется проверить направляющие суппорта на предмет их свобожного перемещения по посадочному отверстию. Направляющие должны без особых усилий вдавливаться и вращаться. Если этого не происходит и вы понимаете, что направляющая стоит как вкопаная, то следует ее вынуть, почистить и смазать специальной смазкой. Скорее всего, придется поменять ище и уплотнительные резинки - пыльники направляющих.
Если все нормально, то ставите суппорт в порядке, обратном его снятию. И не забудьте затянуть болты!
7. И последнее, что осталось - поставить колесо. Все, колодки на колесе поменяны. Приступайте к следующему колесу!
Задние дисковые тормоза
По вопросу замены тормозных колодок задние дисковые тормоза мало чем отличаются от передних. За исключеним лишь того, что во многих случаях к суппорту еще подсоединен тросик от ручника.
И чтобы вдавить тормозной поршень заднего суппорта обратно в цилиндр, его необходимо вращать по часовой стрелке! Для этого лучше воспользоваться специальным инструментом.
Во время установки новых колодок следует обратить внимание на то, чтобы совпали пазы на поршне с выступами на колодках!
Собственно, это и есть основное отличие замены задних тормозных колодок от прередних.